Поздравление дочери с 27 летию

Поздравление дочери с 27 летию

Поздравление дочери с 27 летию

Поздравление дочери с 27 летию

Поздравление дочери с 27 летию

Народный артист СССР (1988)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за актёрскую работу» (1968)
Кавалер Ордена Отечественной войны II степени (2004)
Кавалер Украинского ордена «За заслуги» III степени
Награжден медалями «За Победу над Германией», «50 лет Победы»

Михаил Пугонькин родился 13 июля 1923 года в семье Натальи Михайловны и Ивана Михайловича Пугонькиных из села Рамешки Чухломского района Ярославской области.

Он стал третьим сыном в бедной крестьянской семье и был назван в честь двух дедов Михаилом. Ребенком Михаил носил в поле родителям и братьям обед, подростком помогал молотить хлеб и кормил скотину. Школа, в которой он учился, находилась в 40 километрах от деревни, в которой он жил, и ребятишек возили в школу на лошадях, поэтому все образование Михаила Пуговкина закончилось тремя классами начальной школы.

Маленький Минька все делал с шутками, прибаутками, и всегда был в центре внимания за веселый нрав и беззлобное балагурство. Без «цыганочки» в исполнении Миньки, без его «барыни», русской «полечки» и частушек не обходилась ни одна свадьба, задорного паренька приглашали даже в соседние деревни. «Ну, какая же пляска без Мишки, - говорили односельчане. - Так как он, цыганочку танцевать никто не умеет». А потом прибавляли: «Быть тебе, Михась, артистом». Но он и сам для себя так решил.

Кода Михаилу исполнилось 13 лет, в семье случилась беда – тяжело заболела его мама Наталья Михайловна, сложную операцию ей могли сделать только в столице, и поэтому в 1936 году семья Пугонькиных переехала в Москву, где поселилась в Печатном переулке, в доме № 5 у родной тетки Миньки. В коммунальной квартире было так тесно, что будущему народному артисту приходилось спать под отопительной батареей. Ему надо было искать работу, и Михаил, прибавив себе несколько лет, устроился на тормозной завод имени Кагановича учеником электромонтера. А после трудового дня, весь чумазый, бегал с Лесной улицы на Новослободскую в клуб имени Каляева. «Ты бы хоть умылся, артист», - слышал он не однажды вслед. Но такие замечания меньше всего интересовали будущего актера - он был полностью поглощен театром и мечтал о большой сцене. То, что называют счастливым случаем в судьбе артиста, произошло именно здесь – в стенах клубного драмкружка, где будущий «король кинокомедий» постигал азы актерского мастерства.

Однажды Михаилу в срочном порядке поручили заменить заболевшего исполнителя роли купца Большова в пьесе Островского «Свои люди — сочтемся». Окрыленный доверием, он за одну ночь выучил не только свою роль, но заодно и всю пьесу, и потом в течение двух лет играл купца Большова. В этом спектакле его увидел известный в то время режиссер Федор Каверин, который был поражен - ведь Михаилу тогда едва исполнилось шестнадцать лет. Руководитель Московского драмтеатра Федор Каверин пригласил энергичного парня к себе в театр артистом вспомогательного состава, но родные отговаривали Мишу от такой перемены места работы, как могли. «Куда же ты собрался, - говорили ему. - Оставайся на заводе, так ты хоть деньги получаешь, а станешь артистом - с голоду помрешь». Разница была, действительно, ощутимая: работая на заводе, Пуговкин получал 450 рублей, в театре же ему предложили всего 75. И все-таки он решил изменить свою судьбу, а мама, поняв, что сына не отговорить, благословила его: «Иди, раз душа просит». Но потом добавила: «Только с таким лицом разве берут в артисты?». Этот вопрос потом еще долго преследовал Пуговкина.

Оказалось, что с таким лицом в артисты берут. Режиссер Григорий Рошаль, который сам же смеялся над Пуговкиным, называя его лицо кинобудкой, пригласил шестнадцатилетнего актера в фильм «Дело Артамоновых» на роль Стеши Барского. Съемки фильма начались в 1940-м году, а закончились 22 июня 1941 года. А уже через неделю, прибавив своему возрасту год, Михаил ушел добровольцем на фронт, и принял первый бой на Смоленщине – колонна машин, в которых ехали еще даже не переодетые в военную форму ополченцы, подверглась налету немецких бомбардировщиков. Пуговкин оказался в числе немногих, кому посчастливилось уцелеть.

В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется ампутировать ногу. «Доктор, мне нельзя без ноги, я артист!», - взмолился Михаил. Врач пожалел его, и ампутацию на время отложили. «Ладно, пока подождем, а там посмотрим, - сказали Мише. - Но надежды мало». Спустя двадцать пять лет, отплясывая зажигательный танец в фильме «Свадьба в Малиновке», Пуговкин не раз вспоминал эти слова – «надежды мало»... Но она все-таки есть. А значит, нет ничего невозможного. Там же, в госпитале, его по ошибке переименовали в Пуговкина, и новая фамилия навсегда осталась в паспорте актера. Под этой фамилией комиссованный фронтовик вернулся в Москву, где стал играть в драматическом театре под руководством Н.М.Горчакова — единственном из столичных театров, работавших в то время. Там Михаилу дали первую в его жизни главную роль — двадцатилетний актер с блеском сыграл Петра Огонькова в пьесе «Москвичка», о чем даже написала газета «Правда».

«В этот спектакль меня ввели за неделю, — рассказывал Михаил Иванович. – И хотя драматургия, как отмечали критики, была слабовата, люди смотрели «Москвичку» с большим удовольствием. Мне очень приятно, что я до сих пор иногда встречаю зрителей, которые видели этот спектакль. Ведь многие из них прямо с просмотра уходили на фронт…».

В 1943 году режиссер В. Петров пригласил Пуговкина на эпизодическую роль в картине «Фельдмаршал Кутузов», где актер сыграл молодого солдата Федю, погибавшего на войне во время Бородинского боя. Рядом с умирающим Федей сидел старичок-солдатик и держал его за руку. Федя со слезами говорил: «Семен, отпиши в деревню Липки, что под Рязанью, матушке моей, что сын ее Федор Петров не Богу душу отдал, а живот свой положил за Отечество».

«После того, как картину посмотрел Сталин, — вспоминал Михаил Иванович, — он сказал режиссеру: «Эпизод умирающего молодого солдата Феди будет вызывать у народа сострадание. А сейчас такое время трудное. Не надо этого показывать». И мой монолог вырезали. Я плакал. Эта сцена и сейчас есть: старик меня держит за руку, а потом в кадре — знамя. А моего монолога нет. Все артисты получили ордена, кроме меня. Сохранился бы этот монолог, и я бы тоже получил. На память о том, что я снимался в этом фильме, у меня осталась грамота».

В том же 1943 году Михаил Пуговкин снялся в знаменитой кинокомедии «Свадьба» по произведению Антона Чехова. Вся его роль в этой картине заключалась в лихом исполнении танца. И хотя «Свадьбу» постоянно показывают по телевидению, мало кто знает, что на тот момент Пуговкин еще не оправился от ранения и пришел на съемку с открытой раной ноги, опираясь на палочку. «Снимая сцену пляски, оператор заметил пятна крови, — рассказывал актер. — Съемка остановилась. Дежурная медсестра сменила мне повязку, и я еще более азартно доплясал сцену. Такое бывает только в молодости... Позже Эраст Гарин в своей книге воспоминаний написал: «Во время съемок фильма «Свадьба» появился молодой Пуговкин, который сразу обратил на себя внимание». Для меня это было очень приятно».

В тяжелые голодные военные годы по обвинению в воровстве была арестована мама Пуговкина. Сам Михаил Иванович так вспоминал об этом: «В годы Великой Отечественной войны был приказ Сталина — за воровство, за мародерство сажать в тюрьму. Моя мама в это время работала в пирожковом цехе — пекла пирожки в большом котле, которые потом продавали на улицах. Чтобы прокормить нашу большую семью — 13 человек женщин и детей (все мужчины были на фронте), мама один пирожок не вынимала из котла и после работы, спрятав его в фартук, несла домой. И там на этом пропеченном маслом одном пирожке варили суп — было ведь голодное карточное время. Однажды кто-то донес на маму, ее посадили в тюрьму и потом увезли куда-то в Вятку. Я никогда не писал и не пишу никаких просьб и жалоб, а за маму написал Сталину. Откуда у меня нашлись слова — не знаю, ведь в это время уже погибли мои два старших брата, отец еще воевал. Сам я был тяжело ранен и списан с фронта, а кому-то надо было кормить моих двоюродных братьев, сестер и старых тетушек. Это все я написал. И, знаете, через неделю неожиданно приходит домой мама. Ей так и сказали: «Вас освобождаем по письму сына».

Для Михаила Пуговкина, который являлся единственным кормильцем в большой и дружной семье Пугонькиных, это было тяжелое время. В семье актера до сих пор с улыбкой вспоминают, как Михаил Иванович в первый раз пришел на «Мосфильм» в калошах. Почти в таком же нелепом виде Пуговкин предстал и перед самой суровой приемной комиссией в СССР. В 1943 году, в школе-студии МХАТ Пуговкина увидели звезды первой величины – Качалов и Москвин. Последний долго смеялся, увидев Мишино свидетельство об окончании трех классов сельской школы: «Ну, вы и артист! И хотите учиться?» «Мне нужно учиться, очень нужно», - скороговоркой выдал Пуговкин, пытаясь скрыть свое смущение. И рассказывал впоследствии: «Я рассказал, чуть сбивчиво, свою биографию. Москвин, внимательно выслушав, одобрительно кивнул. «Что будете показывать?» - спросили в приемной комиссии. И я читал басню «Кот и повар». Комиссия заметно развеселилась. Ободренный явным успехом, я добавил: «Могу и еще! Лирику». И начал читать Пушкина «Мой голос для тебя и ласковый и томный...» И снова смех, перешедший в хохот. Выйдя из аудитории, расстроенный, я ругал сам себя: «Ну, куда ты со своей физиономией лезешь читать Пушкина?». Но все закончилось благополучно, в списки студентов меня зачислили первым. Правда, Ивану Михайловичу Москвину самому пришлось поехать в управление Высшей школы и сказать, что аттестат об образовании утерян мной на фронте. Этой святой ложью Иван Михайлович очень помог мне».

Сокурсниками Михаила Пуговкина были Владлен Давыдов, Алексей Покровский, Игорь Дмитриев, Андрей Гончаров, Владимир Трошин и Ирина Скобцева. Михаил учился с большим удовольствием, с радостью играя все порученные роли и очень скоро стал любимцем мастера, что не помешало ему попасть на втором курсе в списки отчисленных из-за того, что Пуговкин завалил зачет по марксизму и довел до белого каления преподавателя по французскому языку своим ужасным прононсом. А в 1944 году Михаилу Пуговкину пришлось прервать работу в театре и кино, так как его призвали на действительную службу в танковое училище в Ветлуге. В училище он вдохновенно принялся организовывать концерты и выступать, защищая честь родного училища. Спустя годы Пуговкину подарили книгу, выпущенную к 50-летию училища, где есть его портрет с подписью: «Курсант М.И.Пуговкин, много сделавший для развития художественной самодеятельности училища, ныне – народный артист СССР».

По окончании войны Михаил Пуговкин демобилизовался из армии и вернулся в Москву. В 1947 году он женился на своей сокурснице Надежде Надеждиной, и у них родилась дочь Елена.

С Надеждой Надеждиной Пуговкин прожил 12 лет. С дочерью и внуком у Михаила Ивановича сложились добрые, но достаточно непростые отношения. Михаил Пуговкин вспоминал: «В студенческие годы во время учебы в студии МХАТ я влюбился в свою однокурсницу Надежду Надеждину, свадьбу отгуляли вдвоем в общежитии, сварив горшок фасолевого супа. По распределению уехали на Север. Там в 1948 году родилась дочь Алена, которая сейчас живет в Москве. С женой нам пришлось кочевать с квартиры на квартиру, из театра в театр. Прожив двенадцать лет, мы расстались. Продав единственные свои лайковые перчатки, купил себе билет до Москвы и уже в вагоне на замерзшем стекле написал: «Михаил Иванович, ты начинаешь новую жизнь».

В 1947 году Пуговкин поехал работать на Север. В Мурманском театре Северного флота он играл Олега Кошевого в спектакле «Молодая гвардия». Затем он год работал в Вильнюсском русском драматическом театре, а потом снова вернулся в Москву, попал в труппу театра Ленинского комсомола, где проработал с 1950-го по 1958-й год. За эти 8 лет Пуговкин много снимался в кино, успев сыграть в 16 картинах, среди которых были фильмы «Адмирал Ушаков», «Солдат Иван Бровкин», «Земля и люди» и «Олеко Дундич». После фильма «Адмирал Ушаков» критики в прессе дружно отметили, что так искренне и неподдельно может играть только талантливый и одаренный актер. Незаурядная внешность Пуговкина говорила сама за себя, и началась эпоха комических ролей актера, в каждой из которых он был великолепен и неповторим.

Но Пуговкин много снимался не только в комедиях. Фильм «Адмирал Ушаков» снимался в Ялте, и когда Михаил Пуговкин впервые увидел море, оно произвело на него грандиозное впечатление. Во многих картинах он играл моряков, боцманов и морских офицеров.

Входя в образ, актер ходил в тельняшке, стоял на вахте и драил палубу. Дружба Пуговкина с моряками продолжалась на протяжении всей его жизни. Позже на 70-летний юбилей Михаилу Пуговкину моряки-черноморцы дарили тельняшки, бескозырки, капитанские кители, и прислали поздравление.

В 1955 году на экраны вышел фильм Сергея Ростоцкого «Земля и люди», где Пуговкин сыграл колоритного Гришку Хвата, типичного единоличника из села, не желающего работать на колхоз. А в фильме «Дело «Пестрых», снятом в 1958 году Николаем Досталем, Пуговкин сыграл закоренелого преступника со стажем Софрона Ложкина. Роль была исполнена великолепно, хотя в преступной среде Пуговкину «вращаться» не приходилось. Ложкин не был главным персонажем фильма, но Пуговкин сыграл его очень убедительно, и поэтому основное внимание зрителя оказалось приковано именно к нему. Его фигура заслонила других героев картины, и это актерское качество Михаила Пуговкина отмечал Сергей Бондарчук. Однажды, под конец жизни, он сознался Михаилу Ивановичу, что ошибся с ролью Некрасова в фильме «Они сражались за Родину», – надо было снимать Пуговкина, а Юрию Никулину нашлась бы другая роль.

С 1958 года Михаил Пуговкин работал на Мосфильме. Его снимали часто, хотя и не всегда охотно, и Михаилу приходилось бороться за «место под солнцем», и снова доказывать, что «с таким лицом» в артисты все-таки берут. Когда в 1967 году режиссер Андрей Тутышкин планировал снимать «Свадьбу в Малиновке», на роль Яшки-артиллериста он сразу решил пригласить Пуговкина. Найти актера он поручил ассистентку, которая, как потом выяснилось, планировала на эту роль своего протеже, и несколько месяцев она докладывала режиссеру, что Пуговкин исчез и где он, никто не знает. За день до начала съемок Тутышкин сам позвонил актеру: «Как, Михаил Иванович, вы все это время были в Москве?! Быстренько собирайтесь и приезжайте в Ленинград. У меня для вас есть роль». Роль у Пуговкина получалась небольшая, но очень колоритная, и в процессе ее исполнения Яшка-артилерист должен был исполнить зажигательный танец «В ту степь». Пуговкин ровно минуту блистал в кадре, и вся группа была в восторге от его игры. После съемок окрыленный режиссер с воодушевлением повез показывать отснятый материал на «Ленфильм».

Михаил Пуговкин вспоминал в своей книге: «Тогда директором «Ленфильма» был Киселев. Он посмотрел и сказал:

- Надо на этот танец взять артиста из ансамбля, чтобы исполнял профессиональный танцовщик.

Тутышкин говорит:

- Да вы что? Я же почему Пуговкина пригласил?! Потому что он споет все сам, и станцует сам.

- Лучше будет, если станцует артист из ансамбля.

Тутышкин побледнел и говорит:

- Нет, я менять ничего не буду!...

Прошло время, картину выпустили на экран, она имела большой зрительский успех. В то время были популярными две картины – «Кавказская пленница» Леонида Гайдая и «Свадьба в Малиновке» Андрея Тутышкина. Эти картины делали колоссальные сборы у зрителей, правда, артистов это не касалось, как всегда. И уже когда картина вышла и имела успех, я появился на «Ленфильме» и тот же директор подошел ко мне, обнял меня и сказал:

- Дорогой мой, любимый мой, ты - молодец. «В ту степь» сделал вот так! - И Киселев показал большой палец».

Впоследствии высокие чины киностудии не раз пытались перекрыть кислород Пуговкину. Когда в 1973 году тот же Гайдай стал снимать фильм «Иван Васильевич меняет профессию», и пригласил Михаила Ивановича на роль кинорежиссера Якина, руководство «Мосфильма» было категорически против. Члены худсовета в один голос твердили: «Разве может у режиссера быть такое «неинтеллигентное лицо»? Но на художественном совете за актера вступился Григорий Чухрай: «Я знаю, что вы все о себе думаете хорошо. Но Пуговкин вам покажет». Эти слова предопределили решение худсовета - Пуговкина все-таки утвердили. Очень скоро Якин стал одним из самых ярких персонажей советской комедии, а актер Пуговкин - любимцем Леонида Гайдая.

Гайдай снял Пуговкина и в звездной роли отца Федора в фильме «12 стульев».

Михаил Пуговкин вспоминал: «У меня были настоящие ряса и крест – ну, точно батюшка, который был у нас в деревне. Приготовились снимать. Народу много было. Все обрались. Я подошел к Гайдаю и говорю:

- Я человек верующий, у меня даже похолодела спина.

- Михаил Иванович, у меня тоже. Давайте перекрестимся и будем снимать, - бодро сказал Гайдай.

Мы перекрестились, и я начал сниматься. Мама моя была неграмотная, но очень мудрая и верующая женщина. Прожила трудную жизнь. Когда я сказал ей:

- Мам, Гайдай предлагает мне отца Федора сыграть.

- А что он там делает?

- Он за бриллиантами гоняется.

- А Бога он не касается?

- Нет.

- Тогда играй спокойно. Боженька простит».

В 1961 году Пуговкин познакомился с известной эстрадной певицей Александрой Лукьянченко: «Как-то раз я был ведущим концерта замечательной эстрадной певицы Александры Лукьянченко, которая обратила на меня внимание. В это время у меня была бесшабашная холостяцкая жизнь, и я снова влюбился. Александра Николаевна была старше меня, у нее были взрослые, уже замужние дочери, Юлия и Наталья, и замечательный муж - Яков Абрамович Кемеровский, ее аккомпаниатор. Сначала, чтобы его не огорчать, мы встречались тайно, а затем наши отношения переросли в большую взаимную любовь. Александра Николаевна оставила сцену, ушла от мужа, с которым проживала в шикарной квартире на улице Каретный ряд. И мы счастливые поселились в моей коммунальной двадцатиметровой комнате. Дочери Александры Николаевны не сразу смирились с тем, что их мама предпочла отцу другого мужчину, а позднее поняли, что это настоящая любовь, и мы стали настоящими родными».

Александра Николаевна окружила Михаила Ивановича теплом и заботой. В их доме всегда царила непринужденная творческая атмосфера, бывало много друзей и коллег. Они прожили вместе 30 лет, но 1 апреля 1991 года Александра Николаевна ушла из жизни, долго и тяжело болея раком. Михаил Иванович тяжело переживал потерю.

А в 1965 году Михаилу Пуговкину было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Он много ездил по стране и встречался со зрителями.

Он снимался в фильмах «Беспокойное хозяйство» в постановке Михаила Жарова, «Девушка с гитарой» режиссера А. Файнциммера, «Суд идет» режиссера С. Третьякова, «Нейлон-100» режиссера Владимира Басова, «Майские звезды» режиссера Сергея Ростоцкого и в других картинах. Он сыграл у Тутышкина главную роль в картине «Шельменко-денщик». Народно-смеховую основу персонажей Пуговкина высоко ценил режиссер-сказочник Александр Роу, у которого Пуговкин снялся в нескольких фильмах-сказках. В них актер был и глуповатым, чванливым королем, и отважным воеводой, и хитрым, изворотливым атаманом.

Во всех своих ролях Пуговкин демонстрировал острохарактерность и комизм. Зрители со смехом принял вышедший на экраны в 1969 году сатирический киножурнал «Большой фитиль», где блестящий дуэт выдающихся характерных актеров Сергея Филиппова и Михаила Пуговкина, играл в шашки стаканчиками, заполненными коньяком и водкой.

В 1977 году Пуговкину было присвоено звание народного артиста РСФСР, а в 1988 году – народного артиста СССР. В 2004 году Михаил Пуговкин был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За Победу над Германией», Жукова и «50 лет Победы». Он также был награжден украинским орденом «За заслуги» III степени, и избран академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

После смерти супруги Александры Николаевны, Михаил Иванович приехал в Ялту для работы над фильмом и остался там жить. В Ялте он познакомился с сестрой своего давнего друга, актера Юрия Медведева – Ириной Константиновной. Со временем они стали работать вместе, и Михаил Иванович чувствовал во всем с ее стороны большую заботу. Она стала его менеджером, администратором, продюсером, близким другом и любимой женой. Михаил Пуговкин вспоминал: «13 июля 1991 года мне исполнилось 68 лет, и Юра прислал из Гомеля, где снимался в роли Хрущева, телеграмму: «Мишенька - береги себя, рад, что работаешь с Ириной - она замечательный человек и хороший администратор». А 18 июля, через три дня, Юра умер на операционном столе. Он как будто нас с ней благословил. Спустя несколько месяцев я предложил Ирине руку и сердце. Семья моя увеличилась. В Москве у меня три дочери, три внука, а в Крыму - два сына и четверо внучат. Ирина Константиновна - мой друг, мой менеджер, моя супруга - мой спасательный круг. В ее семье я почувствовал любовь ее детей и внуков - это продлевает мою жизнь».

В 2000 году Пуговкин вернулся в Москву, и его тут же пригласили на прием в столичное Правительство. «Как к вам в Ялте относились?» - спросил актера вице-мэр Валерий Шанцев. «Очень хорошо». Вы, Михаил Иванович, наше достояние, - говорили мне, - ответил Пуговкин. «А что, - поинтересовался Шанцев, - они для вас сделали?» - «Да ничего». – «Тогда достояние будем возвращать домой, в Москву».

Так Пуговкин вернулся столицу. Через пару лет, продав подаренную московским правительством квартиру, Пуговкины переехали в двухуровневую квартиру в Сокольниках, где на первом этаже Ирина Константиновна организовала музей под официальным названием «Киноцентр Михаила Пуговкина». Экспонатами музея стали зачетная книжка и военный билет Пуговкина, масса других документов и наград актера - грамоты, ордена, медали и киношная корона, в которой Пуговкин играл сказочного короля. На стенах находился не один десяток фотографий, собранных в архивах киностудий Ириной Константиновной. Эту поистине титаническую работу Ирина Константиновна проделала самостоятельно, а Михаил Пуговкин продолжал сниматься в кино. Он снялся в 1999 году в кинофильме «Бременские музыканты», где режиссером был Александр Абдулов, доверивший Пуговкину роль короля.

В эти времена Михаил Пуговкин иногда снимался в рекламных роликах. В начале 2004 года в 80 лет Михаил сыграл в сотом фильме «Бриллианты для Золушки» у режиссера В.Чикова. Он играл дедушку, ветерана Великой Отечественной войны, и в конце фильма пел песню М.Блантера и М.Исаковского «Враги сожгли родную хату».

2008 год был особенно тяжелым для Михаила Пуговкина, он тяжело болел, никого не хотел видеть, и хотел, чтобы зрители и почитатели его таланта не видели его больным и похудевшим. Он очень хотел, чтобы зритель помнил его веселым и жизнерадостным. Накануне его 85-летия 13 июля 2008 года к Пуговкину приехали ближайшие друзья, чтобы поздравить и поддержать давно уже не встающего с постели артиста. Спустя 10 дней он умер 25 июля 2008 года от инсульта.

Михаил Пуговкин был похоронен на Ваганьковском кладбище на участке №25.

После смерти Михаила Ивановича, Ирина Константиновна продолжает работать в «Фонде имени Михаила Пуговкина» с выездными экспозициями музея во время ретроспективных показов картин с участием ее мужа. Музей-квартира Михаила Пуговкина, к сожалению, был закрыт.

Михаил Иванович Пуговкин был человеком удивительнейшего таланта, доброты и искренности, настоящей «звездой» советского киноэкрана, и артистом, снявшийся фильмах, на которых выросли миллионы зрителей.

О Михаиле Пуговкине был снят документальный фильм «Чертова дюжина Михаила Пуговкина».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовила Татьяна Халина

Использованные материалы:

М.И. Пуговкин «Мне 80, но не в этом дело» - М.: Троица: Киноцентр Михаила Пуговкина, 2004.
Материалы сайта www.pugovkin.ru
Игорь Изгаршев «Чудо природы с дипломом слесаря» «Аргументы и факты»
Материалы «Фонда им. Михаила Пуговкина», представленные вдовой И. Пуговкиной.

Интервью, взятое Анжеликой Пахомовой у вдовы Михаила Пуговкина – Ирины Константиновны.

С тех пор как не стало знаменитого артиста, прошло больше двух лет. Все это время вдова Михаила Ивановича, с которой он прожил почти двадцать лет, Ирина Лаврова не рассказывала, как тяжело умирал ее муж и что на самом деле был за конфликт между ним и его родственниками. Для нас Ирина Константиновна сделала исключение, потому что не хочет, чтобы люди верили в ложные слухи…

- С тех пор как не стало Михаила Ивановича, прошло два года и семь месяцев, вы чувствуете поддержку его друзей?

– Да, вы знаете, к счастью, люди его не забывают! И мне помогают очень много людей. В первую очередь, конечно, Никита Сергеевич Михалков. Он молодец, потому что создал Фонд помощи ветеранам кинематографа, многие артисты получают пенсию в три тысячи рублей. И только три человека – Михаил Пуговкин, Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов – получали ежемесячное пособие по десять тысяч рублей! Он и расходы на похороны взял на себя, и назначил мне, как вдове актера, пособие… Да и вообще помогают кто чем может. Недавно друзья Михаила Ивановича съездили на кладбище и почистили снег на могилке. Вообще никто из друзей Пуговкина от меня не отказался, а, наоборот, сгруппировались и помогают мне. А зрительская память! Как покажут по телевидению какой-то фильм с Михаилом Ивановичем, сразу все мне звонят. Особенно если комедия была… Ведь комедии помогают людям жить.

– Вы 9 лет прожили с Михаилом Ивановичем в Ялте. Почему выбрали этот город?

– А как же! Я ведь оттуда родом, у меня там все родственники, сын, могилки… Меня же Михаил Иванович привез из Крыма. Я была там начальником отдела культуры, потом организовывала творческие встречи с артистами. Так мы и встретились с Михаилом Ивановичем. Жениться не собирались… Но так получилось, что он не только стал моим мужем, но и переехал в Ялту. И любовь к этому городу у него была давно, он снимался в кино на территории Ялты еще в 50-х годах… Я теперь на летние месяцы всегда уезжаю туда, и в день рождения Пуговкина, 13 июля, мы всегда проводим мероприятия. А в этом году в Ялте откроется памятник.

– Вы тоскуете по мужу?..

– Конечно. Знаете, как все всколыхнется, когда приедешь в Ялту. Но Михаил Иванович всегда со мной, всегда в моей душе. Я так успокаиваю себя, когда в очередной раз придет мысль об утрате. Слава Богу, у него уже больше ничего не болит. Это очень важно, когда так себя настраиваешь. Потому что последние годы это были очень большие страдания. У него ведь еще, помимо всего прочего, был диабет четвертой стадии. Если бы не было диабета, может, он подольше бы пожил… Он уходил нелегко. Медленно уходил из жизни… Есть такое медицинское слово: угасал.

– Вы в это тяжелое время ограждали мужа от контактов. Это было его решение?

– Да, конечно! Он не хотел, чтобы его видели таким – постаревшим, больным… И я это его желание исполняла до конца. И потом года два еще ничего не рассказывала… Просто желтая пресса пишет все, что хочет, и много неправды. Ну, например, написали… 13 июля 2008 года ему было 85 лет, он уже долго лежал. Ближайшие друзья приехали поздравить его к постели… И через десять дней он ушел из жизни. А во многих газетах написали: «Он отпраздновал юбилей, оттанцевал и умер!» Это кощунство, этого не могло быть! Какие танцы, если он уже лежал долгие месяцы в постели? Никто не знал тогда, в каком он плохом состоянии, и слава Богу. Если б узнали, было б еще хуже! Помните, сколько раз показывали в таком виде Фараду, теперь Караченцова? А мы не хотели этого! Благодаря этому зритель его запомнил таким, какой он на экране.

– А его родная дочь от первого брака не знала, что отец умирает?

– Елена все прекрасно знала! Она живет недалеко от нас, у станции метро «Бауманская». Но она не желала видеть отца и общаться с ним. Она вообще выросла в деревне, к сожалению, и без него, и без мамы. А вот дочери Александры Лукьянчиковой, с которой Михаил Иванович прожил вместе тридцать два года, с нами были постоянно на связи. С дочерью Таней мы все время созваниваемся, а вторую дочь, Юлю, похоронили. Они часто к нам домой приходили, подарили нам двух внуков. И это было наше общее, они и мои дети, и мои внуки… Наша семья очень большая. Мы с Михаилом Ивановичем соединились, когда у него уже были два внука и две взрослые дочери, намного меня старше. И от первого брака дочь и внук, и зять, которые с ним не общались. И еще мои два сына и четверо внуков, про них Михаил Иванович говорил: «Мои ангелочки!» Мы не делили ни детей, ни внуков… Когда мы поженились, внуки были еще дошкольниками, а потом они уже возили за рулем дедушку. И что самое приятное, почти все эти люди живут в одном доме, это тоже очень много значит. И наши внуки и правнуки гордятся, что жили рядом с таким мудрым человеком, как Михаил Иванович. Не то что родная дочь, которая считает, что папа – это два притопа, три прихлопа. Вся страна любит Пуговкина, а она, видите ли, не признавала его таланта и не почитала его.

– А вы с мамой Абдулова не держите связь? Ведь при жизни Абдулов и Пуговкин дружили…

– Сашенька Абдулов относился к Пуговкину, как к своему отцу. Они до того нигде не пересекались, и вдруг Саша пригласил Михаила Ивановича в «Бременские музыканты». Там они стали близкими людьми, можно сказать, родными… Минечка очень тяжело перенес известие о смерти Абдулова и просил похоронить себя рядом с Сашей. Ну, в итоге они похоронены на одном кладбище… Конечно, мы держим связь с мамой Саши. Она очень больна, ей уже 89 лет, ведь потеряла двоих сыновей, мужа, это очень тяжело! Я сама потеряла старшего сына и брата… И внучку! Через два месяца после похорон Михаила Ивановича убили нашу внучку, которой было 22 года. Вы простите, я не могу рассказывать подробностей, до сих пор слезы наворачиваются на глаза. Это был несчастный случай…

– Елена Константиновна, а вы не хотите издать воспоминания о Пуговкине?

– У него ведь выходило четыре книги. Одна журналистка предложила написать книгу о Михаиле Ивановиче. И я предоставила ей все материалы. Правда, нам не очень понравилось, как она написала, и после этого мы опасались обращаться к чужим людям. После этого я сама записывала воспоминания Минечки, писала от руки… Считаю, что книга «Мне 80, но не в этом дело» получилась самой удачной. Но сейчас эту книгу не достать, она выходила давно… Мне бы, конечно, хотелось с дополнениями переиздать ее, но на это нет денег. Так что, если есть меценаты, пожалуйста! Будут деньги – будет и книга о Пуговкине…

– У вас ведь была уникальная квартира-музей Пуговкина. Куда же она делась?

– Да, мы принимали людей по записи, и музей был прямо в квартире… Но теперь он не работает. Мы музей переименовали в Фонд Михаила Пуговкина. И работаем так же, как музей, только в разных зрительных залах, кинотеатрах, клубах, домах культуры. Работу проводим ту же. У нас переносные стенды, где можно увидеть уникальные фотографии, личные вещи Пуговкина. Так что можно сказать так: сам музей не исчез, но помещение у него теперь не в нашей квартире. Потому что, извините, у нас пять правнуков. И все дошколята. Поэтому жилплощадь нужна… И есть у нас уникальный кинофестиваль, не конкурсный, который называется «Виват, комедии!» Этому фестивалю уже восемь лет, и Михаил Иванович был его первым председателем. И главным памятным призом фестиваля является медаль имени Михаила Ивановича… Ее мы даем людям, которые играли и работали с ним.

Роли в театре:

Московский театр драмы

• 1943 — «Москвичка» В. Гусева. Режиссёр: М. Горчаков — Пётр Огоньков
• 1943 — «Фронт» Корнейчука. Режиссёр: М. Горчаков — Солдат Башлыков

Драматический театр Северного Флота

• 1947 — «Молодая гвардия» А. Фадеева. Режиссёр: Осипов-Трояновский — Олег Кошевой
• 1947 — «Дни и ночи» К. Симонова. Режиссёр: И. Олыш-вангер — Старшина Коньков
• 1948 — «Русский вопрос» К. Симонова. Режиссёр: Осипов-Трояновский — Гл. редактор
• 1948 — «Подвиг разведчика». Режиссёр: Дудников Вилли Помер

Вильнюсский русский драматический театр

• 1948 — «Последние» М. Горького. Режиссёр: Ю. Щербаков — околоточный Якорев
• 1948 — «Московский характер» А. Софронова. Режиссёр: С. Владычинский — студент Виктор

Театр им. Ленинского комсомола (Москва, 1950—1958)

• «Так и будет» К.Симонова Режиссёр С. В. Гианцинтова — Лейтенант
• «Лена» С. Л. Штейна Режиссёр: С. Антонов — Председатель колхоза
• «Первая конная» В. Вишневского Режиссёр: Б. Норт — Боец-буденовец
• «Доброе имя» К. Симонова Режиссёр: С. В. Гианцинтова — Зам. главного редактора Брыкин
• «Семья» В. Попова Режиссёр: С. В. Гианцинтова — Рабочий
• «Ханлар» ВОСХОД солнца Саме Вургун Режиссёр: С. Г. Бирман — Ваня Фиолетов
• «Сыновья Москвы» Н. Рожкова Режиссёры: С. В. Гианцинтова и И. Н. Берсенев — Старший сын Шорохова
• «Первая симфония композитора Р. Щедрина» Режиссёр: С. Г. Бирман — Композитор Ершов
• «Особняк в переулочке» Штейнен Режиссёр: С. Штейн — Капитан
• «Фабричная девчонка» А. М. Володина. Режиссёр: С. Штейн — Стиляга

Вологодский драматический театр

• 1958 — «Слуга двух господ» Карло Гольдони Режиссёр: А. В. Шубин — Слуга

Фильмография:

1. 1941 — Дело Артамоновых — купец Степан Барский
2. 1943 — Кутузов — солдат Федя
3. 1944 — Свадьба — гость
4. 1944 — В 6 часов вечера после войны — артиллерист
5. 1946 — Беспокойное хозяйство — лётчик
6. 1949 — Кубанские казаки — колхозник
7. 1952 — Максимка — матрос Артюхин
8. 1953 — Адмирал Ушаков — матрос Пирожков
9. 1953 — Корабли штурмуют бастионы — матрос Пирожков
10. 1954 — Школа мужества — матрос Шмаков
11. 1954 — Верные друзья — конферансье
12. 1954 — Мы с вами где-то встречались — милиционер
13. 1955 — Крушение эмирата — анархист
14. 1955 — Мать — смолокур (в титрах не указан)
15. 1955 — Доброе утро — заведующий магазином
16. 1955 — Ревизоры поневоле
17. 1955 — Солдат Иван Бровкин — Захар Силыч
18. 1955 — В один прекрасный день — Панас Чушко
19. 1955 — Земля и люди — Гришка Хват
20. 1956 — Илья Муромец — Разумей
21. 1957 — Братья — Ваня Комаров, старшина водолазов
22. 1957 — Правда — Василий Боженко
23. 1957 — Степан Кольчугин — шахтёр
24. 1958 — Иван Бровкин на целине — Захар Силыч
25. 1958 — Олеко Дундич — солдат
26. 1958 — Дело «Пёстрых» — вор Сафрон Ложкин
27. 1958 — Девушка с гитарой — электрик Пенкин
28. 1959 — Майские звёзды — старшина Иванов
29. 1959 — Снежная сказка — шофёр
30. 1960 — Крепость на колесах — Вожжов
31. 1960 — Им было девятнадцать — старшина Баба
32. 1961 — Девчата — комендант
33. 1961 — Сердце не прощает — ветеринар Конков
34. 1961 — С днём рождения! — милиционер
35. 1962 — Чудак—человек — Межа, управляющий конторой «Заготскот»
36. 1962 — Ход конём — агроном Померанцев
37. 1962 — Черёмушки — пожарный
38. 1963 — Суд идёт — председатель колхоза Колено
39. 1963 — Пропало лето — экспедитор
40. 1963 — Штрафной удар — Кукушкин
41. 1963 — Большой фитиль — пассажир поезда
42. 1963 — Короткие истории — директор ателье, Кровавый Фелик
43. 1964 — Дайте жалобную книгу — игрок в домино
44. 1964 — Сумка, полная сердец — лётчик
45. 1964 — Первый день свободы
46. 1965 — Непокорённый батальон — полковник
47. 1965 — Спящий лев — милиционер
48. 1965 — Над нами Южный Крест — милиционер
49. 1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика — Прораб
50. 1965 — Путешественник с багажом — таксист
51. 1967 — Свадьба в Малиновке — Яшка-артиллерист
52. 1967 — Его звали Роберт — кадровик Кнопкин
53. 1967 — Варвара-краса, длинная коса — царь Еремей
54. 1967 — Пока гром не грянет — Фёдор Иванович
55. 1968 — Годен к нестроевой — старшина Качура
56. 1968 — Огонь, вода и… медные трубы — Царь
57. 1968 — В трудную минуту — председатель колхоза
58. 1969 — Если есть паруса — боцман Дудка
59. 1969 — Похищение — Милиционер
60. 1971 — Факир на час — снабженец
61. 1971 — Шельменко-денщик — Шельменко-денщик
62. 1971 — 12 стульев — отец Фёдор
63. 1972 — Золотые рога — Атаман
64. 1972 — После ярмарки — Пранцысь Пусторевич
65. 1973 — Иван Васильевич меняет профессию — кинорежиссёр Карп Савельевич Якин
66. 1973 — Нет дыма без огня
67. 1974 — Нейлон 100 % — администратор
68. 1974 — Звезда экрана — директор Дудкин
69. 1974 — Незнакомый наследник — Кузнецов
70. 1975 — Финист — Ясный Сокол — Воевода
71. 1975 — Не может быть! — Горбушкин
72. 1976 — Русалочка — Губастый
73. 1976 — Два капитана — Гаер Кулий, отчим Сани
74. 1977 — Есть идея — сосед
75. 1978 — Новые приключения капитана Врунгеля — Капитан Врунгель
76. 1979 — Ах, водевиль, водевиль… — Михайло Лисичкин
77. 1979 — Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы — садовник Рэберн
78. 1980 — За спичками — полицмейстер
79. 1980 — Лялька-Руслан и его друг Санька — Михаил Иванович, хозяин дачи
80. 1980 — У матросов нет вопросов — дядя Миша
81. 1980 — Лес — Восмибратов
82. 1981 — Несравненный Наконечников
83. 1981 — Шестой — Мироныч
84. 1982 — Серебряное ревю — смотритель льда
85. 1982 — Спортлото-82 — Сан Саныч Мурашко
86. 1982 — Женатый холостяк — директор автобазы Василий Петрович Булавин
87. 1983 — Без особого риска — генерал Грановский
88. 1983 — Приказано взять живым — старшина Рябоконь
89. 1984 — Егорка — боцман Топорщук
90. 1984 — Дорога к себе — Яков Иванович
91. 1985 — Человек с аккордеоном — сосед дядя Коля
92. 1985 — Сеанс гипнотизёра — Никанор Ильич
93. 1985 — Зловредное воскресенье — Мирон Сергеевич
94. 1986 — На златом крыльце сидели — царь Федот
95. 1987 — Визит к Минотавру — Мельник
96. 1987 — Цирк приехал — отчим
97. 1988 — Артистка из Грибова — Георгий Терентьич, отец
98. 1989 — Под куполом цирка — худрук
99. 1991 — Болотная street, или Средство против секса — управдом Фёдор
100. 1992 — Выстрел в гробу — полковник Бутылкин/«моргунист»
101. 1994 — Господа артисты — губернский чиновник
102. 1997 — Старые песни о главном 3 — режиссёр Якин
103. 2000 — Бременские музыканты & Co — король
104. 2004 — Бриллианты для Джульетты — дедушка


13 июля 1923 года – 25 июля 2008 года

Похожие статьи и материалы:





(Актёры) В 80-е годы моя мама была знакома с Михаилом Ивановичем, у меня осталась его хорошая фотография с автографом 1977 года. Если Вам интересно, сообщите.

Александр Данилов [2013-03-22 10:33:39]


Источник: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1092


Поздравление дочери с 27 летию

Поздравление дочери с 27 летию

Поздравление дочери с 27 летию

Поздравление дочери с 27 летию

Поздравление дочери с 27 летию

Поздравление дочери с 27 летию